Опера "Дон Жуан". Opera "Don Giovanni".

in #ru4 years ago

 
Эта грустная история с хорошим концом началась очень давно. В середине четырнадцатого века представитель аристократического севильского рода Дон Хуан Тенорио под покровительством кастильского короля безнаказанно предавался любовным и дуэльным похождениям, пока однажды не убил командора ордена Калатравы и не похитил его дочь. Правосудие бездействовало, и тогда рыцари-калатравцы решили сами наказать дерзкого убийцу. От имени молодой и красивой женщины они назначили ему свидание поздно ночью в церкви, где был похоронен командор, убили его и распустили слух, что он низвергнут в ад статуей. В 1787-м году, после успеха "Свадьбы Фигаро" в Праге, Моцарт подписал контракт на 100 дублонов на создание новой итальянской комической оперы - оперы-буффы - для пражского театра, где вскоре и прошла премьера "Дон Жуана". Двести с лишним лет спустя я закончил Морскую Академию, пошел работать на Крузенштерн, встретил там свою будущую жену и уехал жить в Нидерланды. И вот в 2019-м году история благополучно завершилась - на концерте Славы Сэ и Романа Ланкина в Антверпене я познакомился с будущим режиссером оперы "Дон Жуан" Олей и в прошедшее воскресенье приехал с женой в Брюссель на премьеру. Это была первая опера в моей жизни.

Перед премьерой я волновался не меньше артистов. Конечно, я никогда не был в опере, и в первый раз хотелось не ударить в грязь лицом, тем более заграницей. Я же не знаю, в чем обычно ходят в оперу, какой у них там сейчас дресс-код. Может быть, все приедут на спортивных машинах в спортивных костюмах любимых футбольных клубов, а я как дурак - в смокинге и цилиндре. Буду бросаться в глаза, внимание от артистов из Бразилии, Португалии, Бельгии, Боснии и Герцеговины и России отвлекать, а премьера все таки у них, а не у меня... Я - человек культурный, знаю, например, что в театр ходят с цветами , мягкими игрушками и помидорами, чтобы в случае успеха или провала поблагодарить артистов за работу. А с чем ходят в оперу? Брать с собой Российский флаг, как на футбол, чтобы за своих болеть, или нет? Раскошелиться на цветы, которые через неделю завянут, или ограничиться бриллиантами по такому случаю? Машина у нас большая, можно много бриллиантов с собой привезти... К счастью, на все вопросы у меня есть жена. У нее очень кстати запустилась функция "рождественская выпечка", и когда горы печенья в доме начали закрывать собой мебель, решение поблагодарить им режиссера пришло само собой. И в выборе верхней одежды я тоже положился на жену, только самое важное - трусы, носки, и обувь - выбрал сам.

За неделю до премьеры я послушал оперу в исполнении камерного оркестра Малера с вокалистами Ильдебрандо Д'Арканжело, Джойс Дидонато, Лукой Писарони, так еще три похожих имени в описании, которые мне ничего не говорят, но поют они так, что Лена, послушав со мной немного, сказала: "Удивительно, какие звуки могут люди издавать." Только про что они на итальянском поют - непонятно, пришлось прочитать краткое содержание оперы. Там оказалось все серьезно - убийство, обманы, побои, люди в масках, страшная месть... Почти как в "Спруте", только Комиссара Катани не хватает. Из такого набора не каждый сможет что-то комическое сделать, но раз Моцарт взялся... Я, кстати, думал, что и стихи на итальянском он написал - талантливый человек талантлив во всем, но оказалось, что либретто - а именно так называется литературная основа оперы - написал итальянский либреттист Лоренцо да Понте, работавший с Моцартом и над "Свадьбой Фигаро".

Я всегда представлял себе, что сижу на балконе огромного оперного театра, сцена где-то далеко внизу, и артисты там поют, оркестр в яме играет, и больше ничего не происходит, только мухи дохнут от скуки. Но оказалось, что артисты не только поют, но при этом еще и играют свои роли, даже дерутся, и сцена - рядом, все прекрасно видно и отлично слышно. И скучать некогда - нужно за всем следить. Командор после убийства минут пять пролежал неподвижно, но продолжал дышать. Слуга Дон Жуана, Лепорелло, в джинсах, бейсболке и с золотой цепочкой на шее мог бы читать рэп, но он пел каким-то невероятным басом. Фотограф бегал, пригнувшись, перед сценой в футболке "Straight outta Hollywood". Пианист виртуозно аккомпанировал на рояле, а партитура у него на планшете передвигалась сама. Голландские субтитры помогали понять, что же поют артисты, я теперь знаю как по-итальянски будет тысяча три - милле тре, именно столько женщин соблазнил Дон Жуан в Испании, это не считая остальной Европы. И хоть по Дон Жуану было видно, что эти цифры реальные, но за два часа оперы везти ему с женщинами перестало от слова совсем, и в конце концов статуя Командора утащила его за кулисы, откуда наказанный развратник выбежал на поклон к зрителям уже с новорожденным в руках, как бы намекая, что ад ни в какое сравнение не идет с отцовством - в огне-то гореть каждый может.

В общем, мне было очень интересно посмотреть и послушать оперу вживую. А после того, как я однажды попытался выучить и рассказать стихотворение Ломоносова, я испытываю огромнейшее уважение к людям, которые не просто выучивают тексты на иностранном языке, но еще и два часа поют их под музыку, при этом играют роль, и все это выглядит легко и просто, даже обыденно, как будто каждый так сможет. Многие болельщики думают примерно то же самое про футбол. Министерство культуры Бельгии, которое заказало этот спектакль, после двух просмотров решит, заключать ли контракт на показ оперы. Я очень хочу, чтоб им дали это контракт на выступления, потому что работа была проделана огромная. А пианист Артур Бурмистров - действительно уровня "бог".

Пианист - слева, Дон Жуан - справа (у него не длинные волосы, это так кажется), режиссер - в центре, в блестящем платье.

20191215_173839

Культурный центр De Factorij в Завентеме, пригороде Брюсселя, где проходил показ оперы.

20191215_142827

20191215_142917

Дон Жуан сбегает от мстителей.

20191215_161309

А из рук Командора вырваться не удалось.

20191215_172913

Вот кого я встретил в холле культурного центра на выставке инстаграм-фотографий.

20191215_175130

И елочка там же.

20191215_175213

В понедельник мы уже дома поставили елку, а Крузенштерн в этот день прошел Па-де-Кале и ушел в сторону Атлантики, к Канарским островам. Началась экспедиция, посвященная 200-летию открытия Антарктиды и 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

20191216_163025

Когда все рождественские огни включены, у нас дома светло как днем.

20191216_171911

Жена наказала мне запечатлеть для истории результаты ее двухдневной выпечки. Пусть люди знают, с чем теперь в оперу ходят.

IMG_4815

20191217_155036

20191217_155503

20191217_155924

20191217_160156

IMG_4799

IMG_4803

IMG_4822

Это жалкие остатки, остальное роздано друзьям и коллегам.

IMG_4826

Sort:  

Спасибо за пост в #ru
Поддержано!

Мы поддерживаем русскоязычных авторов стима! 

Поддержите вместе с нами.
[делегировать 10 СП](https://app.steemconnect.com/sign/delegateVestingShares?delegator=&delegatee=ruvoter&vesting_shares=10%20SP) [20 СП](https://app.steemconnect.com/sign/delegateVestingShares?delegator=&delegatee=ruvoter&vesting_shares=20%20SP) [50 СП](https://app.steemconnect.com/sign/delegateVestingShares?delegator=&delegatee=ruvoter&vesting_shares=50%20SP) [100 СП](https://app.steemconnect.com/sign/delegateVestingShares?delegator=&delegatee=ruvoter&vesting_shares=100%20SP)[500 СП](https://app.steemconnect.com/sign/delegateVestingShares?delegator=&delegatee=ruvoter&vesting_shares=500%20SP)